Ярлыки

18+ 2 Стенберг 2 А. Ступин Абраксас Аксели Галлен-Каллела Александр Петросян Александр Тышлер Алексей Юпатов астролоХия Атласы и карты Боги и приближенные Борис Михайлов Василий Кандинский Василий Шульженко Вася Ложкин Виктор Пивоваров Владимир Дудкин Владимир Любаров Владимир Татлин Владимир Яковлев Володимир Лобода Гелий Коржев Гермес/Меркурий Дизайн & ART Дмитрий Бальтерманц Дмитрий Краснопевцев Дьявол Евгений Бутенко Живопись Здоровье Иван Крамской Игральные карты История Кадр! Казимир Малевич Карл Юнг Кино Кузьма Петров-Водкин Лазарь Лисицкий Лаокоон Лёня Пурыгин Луна Люди Маньеризм Междуречье/Вавилон Меламид и Комар Микалоюс Чюрлёнис Мифология Михаил Клочков Михаил Шемякин моей камерой На бумаге Наука / около науки / Tech Не наука. Критика Никита Поздняков Николай Вечтомов Николай Калмаков Павел Филонов Парис Пётр Дик Религии ретро/старина Роман Минин Селена / Диана / Артемис Серапис символы Собаки & Co Солнечная система Солянка социум СПИД СССР-РФ Стихии Таро Тень ТРИВА фашизм Физиогномика Философия Церера / Деметра Цугухару Фудзита ШЗ Элевсинские мистерии Эрик Булатов Этника Afarin Sajedi Agostino Arrivabene Al Johanson Alberto Giacometti Albrecht Durer Alex Gross Alfred Kubin Ami Vitale Anders Krisár Andre Kertesz Andre Masson Andreas Feininger Andreas Gursky Andrew Wyeth Andy Kehoe Andy Lee Annie Leibovitz Anthony Freda Anton Corbijn ART - неформат Arthur Tress Austin Osman Spare Beautiful Earth Bernard Buffet Bill Brandt Björk Bolesław Biegas Brassaï Burial Burton Pritzker Canaletto Cars Caspar David Friedrich Charles Le Brun Daniel Martin Diaz Daniel Richter David Alan Harvey David Hockney David Salle David Sims Davide Bonazzi Death Diego Rivera Diego Velazquez Diego Velázquez Dolk Lundgren Dorothea Lange Edvard Munch Edward Hopper Egon Schiele Elihu Vedder Elliott Erwitt Ernst Haas Ernst Stöhr Erwin Olaf Ethan Murrow Eyvind Earle Federico Babina Ferdinand Hodler Ferenc Pinter Fernand Leger Francesc Català-Roca Francis Bacon Francis Picabia Francisco Goya Franco Gentilini François Rabelais František Kupka Franz Mark Franz von Stuck Fred Martin Frédéric Benrath Freeman John Dyson Frida Kahlo Fun Geoffroy De Boismenu Georges Braque Georges Seurat Gil Elvgren Gilbert & George Giorgio de Chirico Giorgio Morandi Giotto di Bondone Giuseppe Maria Mitelli Gustave Dore Gustave Moreau Hans Baluschek Hans Burgkmair the Elder Hans Christian Andersen Hans Giger Heckel Jürgen Helmut Newton Hendrick Goltzius Henri de Toulouse Lautrec Henrik Knudsen Henry Darger Herb Ritts Herluf Bidstrup Hilma af Klint Hokusai Humor Irving Amen Irving Penn Jacek Yerka Jack Kerouac Jacques Henri Lartigue Jake Baddeley Jan Saudek Jan Vermeer Jared Lim Jean Fautrier Jean-François Millet Jean-Michel Basquiat Jeff Wall Jheronimus Bosch Jimm Carrey Joan Miro Joe Tilson Joel-Peter Witkin Johann Heinrich Füssli Joseba Eskubi Juan Gris Juan Martinez Bengoechea Juha Arvid Helminen Jules Dupré Julius Diez Kalle Gustafsson Kathe Kollwitz Keith Haring Ken Currie Kurt Schwitters Leah Saulnier Lee Miller Leonardo Da Vinchi Lewis Wickes Hine Loui Jover Lucas Zimmermann Lucian Michael Freud Lucien Lévy-Dhurmer Lucio Fontana Luigi Bussolati Lyonel Feininger Man Ray Marcel Duchamp Mark Rothko Masahisa Fukase Massive Attack Matthew Barney Matthew Rolston Maurits Cornelis Escher Max Ernst Mikael Jansson Mitch Dobrowner Music Neo Rauch New York Nick Knight Nick Veasey Nicolas de Staël No respect OBEY Occult Oscar Dominguez Oscar Howe Otto Dix Outmane Amahou Pat Perry Paul Cadmus Paul Cézanne Paul Delvaux Paul Laffoley Peter Keetman Pierre Soulages Pieter Bruegel de Oude Pilar Zeta Powell Survey Radu Belcin Ralph Gibson Randy Mora Ray K. Metzker Remedios Varo Renato Guttuso René Magritte Ricardo Cavolo Richard Estes Richard Prince right life Robert Del Naja Robert Longo Roberto Matta Roy Lichtenstein Ryan Hewett Sam Abell Santa Muerte Saul Bass Sebastião Salgado Sergio Toppi Sigmar Polke Simon Larbalestier Simone Martini Sophisticated Stanley Kubrick Stanley Milgram Stars Steve Mills Storm Thorgerson style The look Theodor Kittelsen Timothy Leary Tom Deininger Toni Schneiders TOP's Travel Travis Collinson Universe Vaughan Oliver Vincent van Gogh Wayne Thiebaud Werner Schnelle Wilhelm Sasnal Willi Sitte William Barry Roberts William Blake William Conger William Eggleston Wolfgang Paalen X-files Yayoi Kusama Zaha Hadid Zichy Mihaly ψ

К.Г.Юнг : "Астрологический эксперимент"


Ниже представлена статья из сборника К.Г.Юнга «Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип», которая становится в один ряд с другими исследованиями, где на наглядных примерах показывается абсолютная неработоспособность астрологии в контексте статистики.
Однако, открытый Юнгом принцип «синхронистичности», как раз показывает, почему астрология может оказаться рабочим инструментом, каковы механизмы ее работы (в руках кого и при каких обстоятельствах).

*

….Я занялся поисками другой интуитивной техники и удача улыбнулась мне с астрологией, которая, по крайней мере в ее современной форме, претендует на создание более-менее полной картины характера индивида. Тут уж комментариев достаточно; более того, их тут столько, что  просто  глаза  разбегаются - верный признак того,  что толкование не будет ни простым, ни определенным. Искомое нами "смысловое совпадение" в астрологии лежит прямо на поверхности,   поскольку  астрологи говорят, что астрономические данные соответствуют индивидуальным чертам характера; с древнейших времен различные планеты, дома, зодиакальные знаки и аспекты имели значение, служившее основой для изучения характера или для толкования данной конкретной ситуации. Всегда можно возразить, что результат не согласуется с нашим психологическим знанием ситуации или характера, о которых идет речь, и трудно не согласиться с утверждением, что познание характера является чрезвычайно субъективным делом, потому что в характерологии нет никаких абсолютно точных или хотя бы надежных признаков, которые можно было бы вычислить - это возражение относится также и к графологии, хотя на практике она пользуется широким признанием.

Если принимать во внимание эти возражения и отсутствие надежных  критериев определения черт характера, то формулируемая астрологией "смысловое совпадение" структуры гороскопа с характером индивида делает его неприемлемым для затеянного нами исследования. Поэтому, если мы хотим, чтобы астрология поведала нам что-нибудь о непричинной связи между событиями, мы должны отбросить сомнительный диагноз характера и заменить его абсолютно неопровержимым фактом. Одним из таких фактов являются соединяющие двух людей узы брака.
С  античных  времен  основным  традиционным  астрологическим и алхимическим соответствием браку были coniunctio Solis +Lunae , coniunctio Lunae + Lunae и соединение Луны с асцендентом. Есть и другие соответствия, но они не находятся в основном астрологическим русле. Ось асцендент-десцендент вошла в традицию,  так как в течение  долгого времени считалось, что она оказывает чрезвычайно большое воздействие на личность. Поскольку ниже я буду говорить о соединении и оппозиции Марса и Венеры , то здесь я лишь скажу что они связаны с браком только потому, что соединение или оппозиция этих двух планет указывают на любовные отношения, которые могут вылиться в брак, но  могут ведь и не вылиться. Что же касается моего эксперимента, то мы должны исследовать совпадающие аспекты Солнца и Луны, и асцендента в гороскопах женатых пар в сравнении с теми же аспектами в гороскопах неженатых. Более того, будет интересно сравнить вышеупомянутые аспекты с теми, которые лишь в незначительной степени относятся к основной традиции. Чтобы провести такое исследование совершенно не требуется верить в астрологию. Чтобы проанализировать гороскоп необходимы только даты рождений, астрономический альманах и таблица логарифмов.
Ворожейные процедуры доказывают, что наиболее подходящим для природы случайности является числовой метод. С древнейших  времен  люди  использовали числа для определения "смысловых совпадений", то есть совпадений, которые можно истолковывать. В числах есть что-то особенное, можно даже сказать "таинственное". Людям так и не удалось полностью лишить их ауры сверхъестественности. Если, как сказано в учебнике по математике, группа объектов лишена  абсолютно всех  своих качеств, то все равно еще остается их "число", что явно указывает на "неистребимость" числа. (Я говорю не о логике этого математического аргумента, а только о его психологии!) Последовательность естественных чисел неожиданно оказывается чем-то большим, чем простое нанизывание  на  одну  нить  идентичных  единиц:  в ней содержится вся математика и все, что еще будет открыто в этой области. Таким образом, число, в определенном смысле, является непредсказуемым единством. Хотя мне и недосуг просвещать читателя насчет существования внутренней связи между такими, на первый взгляд, несоизмеримыми вещами, как число и синхронистичность, я не могу удержаться от упоминания о том, что их всегда связывали друг с другом и что их общими характерными чертами являются сверхъестественность и таинственность. Число неизменно использовалось для охарактеризования какого-нибудь таинственного объекта, а все числа от 1 до 9 были "священными", числа же 10, 12, 13, 14, 28, 32 и 40 имели особое значение. Наиболее элементарное качество любого объекта заключается в том, является ли он одним или во множестве. Число больше, чем что-либо другое, помогает навести порядок в хаосе видимости. Оно - это инструмент, изначально предназначенный либо для создания порядка, либо для постижения уже существующего, но еще неведомого порядка, устройства или "упорядоченности". Оно вполне может быть наиболее примитивным элементом порядка в человеческом разуме, поскольку числа от 1 до 4 встречаются наиболее часто и имеют самое широкое применение. Иными словами, примитивные схемы порядка являются, в основном, триадами и тетрадами. Кстати говоря, архетипическая основа чисел -предположение не мое, а определенных математиков, к чему мы еще вернемся. Посему не следует считать слишком смелым предположение, что число, в психологическом смысле, является осознанным архетипом порядка.
Примечательно, что психические образы целостности - символы самости в форме мандалы спонтанно порождаемые бессознательным также имеют математическую структуру. Они, как правило, являются четвертными или кратными им числами. Эти структуры не только выражают порядок, они создают его. Вот почему они, как правило, появляются в моменты психической дезориентации, компенсируя хаотическое состояние или формулируя нуминозные ощущения. Еще раз следует подчеркнуть, что они представляют собой не изобретения осознающего разума, а спонтанную "продукцию" бессознательного, что было достаточно убедительно доказано на практике. Естественно, осознающий разум может имитировать эти схемы порядка, но эти имитации не являются доказательством того, что оригиналы являются  изобретениями сознания.  Из этого с абсолютной уверенностью можно сделать вывод, что бессознательное использует число в качестве упорядочивающего фактора.
Широко распространено убеждение, что числа были "изобретены" или выдуманы человеком, и поэтому являются не чем иным, как концепциями количества, содержащими в себе только то, что было вложено в них человеческим разумом. Но не менее вероятен и другой вариант – числа были "обнаружены" или открыты. В этом случае они представляют собой нечто большее, чем просто концепции: они являются автономными существами, содержащими в себе еще кое-что помимо количеств. В отличие от концепций, они базируются не на психических условиях, а на качестве "умения быть самим собой", на "неподражаемости", которую невозможно выразить никакой интеллектуальной концепцией. В таком случае вполне возможно, что они обладают качествами, которые еще только предстоит открыть. Я должен признаться, что склоняюсь к той точке зрения, что числа были в равной степени как открыты, так и изобретены, в результате чего они обладают относительной автономией, аналогичной автономии архетипов. С последними у них есть одно общее качество - они существовали еще до возникновения сознания, стало быть, скорее всего это они обуславливают сознание, а не сознание обуславливает их. И архетипы, как априорные формы представления, тоже были в равной степени как открыты, так и изобретены: открыты, в том смысле, что никто не знал об их бессознательном автономном существовании, и изобретены в том смысле, что их существование было выведено из аналогичных создающих представление структур. Соответственно, вполне логичным будет предположение о архетипическом характере естественных чисел. Если это так, тогда определенные числа и комбинации чисел не только связаны с определенными архетипами и оказывают на них воздействие, но и сами подвергаются воздействию со стороны архетипов. Первое есть эквивалент магии чисел, а второе есть эквивалент вопроса о том, не проявляют ли числа, в соединении с обнаруженной астрологией комбинацией архетипов, склонность к особому поведению.

Астрологический эксперимент

Как я уже сказал, нам нужны два разные факта: астрологическая комбинация и семейное положение.
Предлагаемый к изучению материал, а именно, набор брачных гороскопов, был любезно предоставлен мне различными брачными парами из Цюриха, Лондона, Рима и Вены. Поначалу этот материал собирался  исключительно в астрологических целях, поэтому собиравшие его люди не подозревали, что он будет связан с настоящим исследованием. Это факт я должен особо подчеркнуть, поскольку меня могут упрекнуть в том, что материал подбирался специально для моего исследования. Это не так; все примеры выбраны наугад. Гороскопы, или, скорее, даты рождений, расположены в хронологическом порядке, то есть так, как их доставляла почта. Когда накопились гороскопы 180 брачных пар, в сборе материала был сделан перерыв, во время которого были проанализированы все 360 гороскопов. Эта первая партия стала объектом "пилотного" исследования, поскольку я хотел испытать методы, которые планировал применять в будущем.
Поскольку материал изначально собирался для того, чтобы проверить эмпирические основы этого интуитивного метода, то будет уместно сделать несколько общих замечаний о мотивах, побудивших меня к сбору этого материала.
Брак - это хорошо характеризуемый факт, потому что его психологический аспект демонстрирует все мыслимые виды вариаций. С астрологической точки зрения, именно этот аспект брака наиболее заметно проступает в гороскопе. Возможность того, что охарактеризованные гороскопами индивиды поженились друг с другом, так сказать, случайно, обязательно отступит на задний план; любой внешний фактор можно оценить с астрологической точки зрения, но только в той степени, в какой он представлен психологически. Принимая во внимание большое количество характерологических вариаций, мы вряд ли можем надеяться на то, что брак можно охарактеризовать посредством только одной астрологической конфигурации; наоборот, если астрологические предположения вообще окажутся правильными, то на предрасположенность в выборе партнера по браку будут указывать несколько конфигураций. В этой связи я должен привлечь внимание читателя к хорошо известному соответствию между пятнами на солнце и кривой смертности. Связующим звеном являются возмущения в магнитном поле земли, которые в свою очередь вызваны флуктуациями в протоновом солнечном излучении. Эти флуктуации оказывают воздействие и на "радиопогоду", возмущая ионосферу, которая отражает радиоволны. Исследование этих возмущений указывает на то, что соединения, оппозиции и квадратуры планет играют значительную роль в увеличении протонового излучения, вызывая тем самым электромагнитные бури. С другой стороны, благоприятные с астрологической точки зрения трины и секстили вроде бы создают ровную радиопогоду (прим. D76: не совсем понятно, какие «исследования» имел в виду К. Юнг, как и какие «конфигурации». Если имеются ввиду астрономические «оппозиции, соединения и квадратуры» (гелиоцентрика), то непонятно при чем тут «астрологическая точка зрения» в контексте «ровной радиопогоды»)
Эти наблюдения дают нам возможность взглянуть на возможную   причинную основу астрологии под неожиданным углом. По крайней мере, это определенно относится к погодной астрологии Кеплера. Но также возможно и то, что помимо уже доказанного физиологического воздействия протонового излучения, существует и его психическое воздействие, которое лишает астрологические утверждения их случайной природы и помещает их в рамки причинного объяснения. Хотя никто не знает на чем строится достоверность натального гороскопа, вполне вероятным будет предположение, что между планетными аспектами и психо-физическими качествами существует причинная связь. Поэтому будет разумнее считать результаты астрологических наблюдений не синхронистическими феноменами, а явлением причинного происхождения. Ибо там, где существует даже очень слабый намек на наличие причины, существование  синхронистичности представляется весьма и весьма сомнительным.
В любом случае, в настоящее время у нас нет достаточных оснований полагать, что астрологические результаты являются чем-то большим, чем простой случайностью, или что статистика больших чисел дает статистически достоверный результат.
Ввиду отсутствия  крупномасштабных исследований,   я решил изучить эмпирическую основу астрологии, используя большое количество гороскопов брачных пар просто для того, чтобы посмотреть, какие получатся цифры.

Пилотное исследование

Когда у меня накопилась первая партия гороскопов, я сначала занялся соединениями и оппозициями Солнца и Луны - двумя аспектами, которые в астрологии считаются равносильными (хотя и с противоположным смыслом), то есть обозначающими интенсивные отношения между небесными телами. Вместе с соединениями и оппозициями Марса, Венеры,  асцендента (Асц) и десцендента (Десц)они представляют пятьдесят различных аспектов.




Причины, по которым я выбрал именно эти комбинации, станут ясны читателю из замечаний касательно астрологических традиций, сделанных мною в предыдущей главе. Что касается соединений и оппозиций, то здесь мне остается только добавить, что эти аспекты Марса и Венеры гораздо менее важны, чем остальные, что вполне ясно следует из следующего факта: отношения Марса с Венерой могут указывать на любовную связь, но брак - это не всегда любовная связь, а любовная связь - это не всегда брак. Поэтому я включил соединение и оппозицию Марса и Венеры только потому, что хотел сравнить их с другими соединениями и оппозициями.
Поначалу эти пятьдесят аспектов были исследованы применительно к 180-ти брачным парам. Разумеется, что эти 180 мужчин и 180 женщин могли быть перемешаны и в неженатые пары. Понятно, что если любой из 180-ти мужчин мог быть соединен в пару с любой из 179-ти женщин, помимо его жены, то мы, фактически, можем изучать 180 х 179 = 32 220 неженатых пар в рамках 180-ти браков. Это и было сделано, и анализ аспектов неженатых пар сравнивался с аспектами брачных пар. Для всех расчетов брался орбис максимум в 8 градусов, по часовой стрелке и против часовой стрелки, не только в границах знака, но и за его пределами. Впоследствии к первой партии были добавлены еще две, по 220 и 83 брака соответственно, так что всего было изучено 483 брачных пары или 966 гороскопов. В первой партии наиболее часто встречалось соединение Солнце-Луна (10 %), во второй - соединение Луна-Луна (10, 9%), а в третьей - соединение Луна-Асц. (9,6%).
Меня, естественно, прежде всего интересовал вопрос вероятности: были ли полученные нами максимальные результаты "значимыми" цифрами или нет?; то есть были они вероятными или нет? Сделанные математиком расчеты категорически указывали на то, что средняя для всех трех партий цифра в 10 % далека от того, чтобы быть значимой. Ее вероятность слишком велика; иными словами, нет никаких оснований для предположения, что наши лучшие результаты являются чем-то большим, чем просто дисперсиями случайной величины (одна из усредненных характеристик случайной величины).

Анализ первой партии

Сначала мы пересчитали соединения и оппозиции между Солнцем, Луной, Марсом, Венерой, Асц. и Десц. применительно ко всем 180-ти брачным и 32 220-ти неженатым парам. Результаты даны в таблице 1 ниже, в которой   аспекты   расставлены   соответственно  частоте   их присутствия в брачных и неженатых парах.

(D76 : я привожу только первые 25 аспектов из книги)




Понятно, что частота присутствия этих аспектов, показанная  в  колонках 2 (брачные  пары) и 4 (неженатые  пары) этой таблицы не может быть объектом прямого сравнения, поскольку в первом случае речь идет о 180 парах, а во втором - о 32 220-ти. Поэтому, в колонке 5 мы даем числа из колонки 4, умноженные на фактор  180/32 220. В таблице 2 показано отношение между числами из колонок  2 и 5  таблицы 1, которые расположены в соответствии с частотой; например, отношение для соединения Солнце-Луна составляет 18:8,4 = 2,14.
Статистику эти цифры ни о чем не говорят, поэтому бесполезны, поскольку являются случайными дисперсиями. Но глядя на вещи с психологической точки зрения, я отбросил мысль о том, что мы имеем дело с простыми случайными числами. В общей картине естественных событий замечать исключения из правил так же важно, как и средние  величины. В этом и заключается недостаток статистической картины: она однобока, поскольку представляет только средний аспект реальности и исключает полноту картины. Статистический взгляд на мир – это простая абстракция, стало быть он неполон и даже ошибочен, особенно когда речь идет о психологии человека. Поскольку в качестве случайности максимум и минимум все-таки встречаются, то они являются  фактами, которые я и намерен изучать.
Что поражает нас в таблице 2, так это неравномерность частот. Верхние семь и нижние шесть аспектов демонстрируют довольно сильную дисперсию, а показатели, расположившиеся посередине, имеют тенденцию скапливаться вокруг пропорции 1:1. Я вернусь к этой бросающейся в глаза неравномерности в специальном графике.




Аспекты, появляющиеся определенное число раз в 180 брачных парах :
График 01 


Аспекты, появляющиеся определенное число раз в 180 неженатых парах  :
График 02  



Синхронистичность

Интересным моментом является подтверждение традиционного астрологического и алхимического соответствия между браком и аспектами Луна-Солнце:
(жен.) Луна – 0 – (муж.) Солнце 2,14 : 1
(жен.) Луна – 180 – (муж.) Солнце 1,61 : 1
В то же самое время аспекты Венера-Марс никак не выделяются.
Анализ пятидесяти возможных аспектов показывает, что в случае с брачными парами имеются пятнадцать конфигураций, частота   присутствия которых значительно превышает пропорцию 1:1. 
Первое место принадлежит вышеупомянутому соединению Луна-Солнце, а второе и третье места принадлежат соединению между (жен.) Асц. и (муж.) Венерой (пропорция 1,89 : 1), и (жен.) Луной и (муж.) Асц. (пропорция 1,68 : 1). Тем самым подтверждается традиционное значение асцендента.
Из этих пятнадцати аспектов, лунный аспект четыре раза приходится   на женщин, в то время как среди остальных тридцати пяти возможных аспектов присутствуют только шесть лунных.  Это значит,  что  пропорция  всех лунных аспектов составляет 1,24 : 1. Средний показатель приведенных в таблице четырех вышеупомянутых лунных аспектов составляет 1,74 : 1. Луна явно встречается чаще у женщин.
Что касается мужчин, то здесь соответствующую роль играет не Солнце, а ось Асц. - Десц. Из представленных в таблице 2 пятнадцати аспектов, эти аспекты шесть раз встречаются у мужчин и только два раза у женщин. Если говорить о мужчинах, то средний показатель этих аспектов составляет 1,42 : 1, при  том, что средний показатель всех  мужских аспектов между Асц. или Десц. с одной стороны, и одним из четырех небесных тел, с другой, составляет 1,22 : 1.
Графики 01 и 02 представляют собой гистограмму частот появления, указанных в колонках 2 и 5 таблицы 1 соответственно, применительно к дисперсии аспектов.
Это дает нам возможность не только визуально представить дисперсию в частотах появления различных аспектов, но и быстро вычислить среднее число появлений на один аспект, используя в качестве  оценочной  функции медиану.  Чтобы получить арифметическое значение, мы должны суммировать все частоты появления аспектов и разделить этот результат на количество аспектов, а медиану мы получаем путем отсчета гистограммы  до той точки, когда половина   клеток  уже посчитана, а половину еще предстоит посчитать.
В случае с брачными парами медиана составляет 8 случаев, но у неженатых пар этот показатель составляет несколько большую цифру, а именно 8,4. (график 02). У неженатых пар медиана совпадает с арифметическим значением (оно также равняется 8,4), в то время как медиана брачных пар ниже соответствующего значения (8,4), что объясняется более низкими показателями брачных пар. Взглянув на график 01мы увидим там сильную дисперсию показателей, которая поразительно контрастирует с их близостью к средней цифре 8,4 на графике 02. Здесь нет ни одного аспекта, частота присутствия которого превышала бы показатель 9,6 (график 02), в то время как среди брачных пар частота присутствия одного аспекта превышает этот показатель почти в два раза, то есть составляет цифру 18 (график 01).

Сравнение показателей всех партий

Предположив, что дисперсия, наблюдаемая нами на графике 01, имеет случайный характер, я исследовал большее количество брачных гороскопов, соединив первую партию из 180 со второй партией из 220 таковых, создав тем самым группу из 400 брачных гороскопов (или 800 индивидуальных). Результаты вы можете видеть в табл. 3, хотя я ограничился максимальными числами, которые явно превышают медиану. Числа даны в процентном выражении.


В первой колонке даны результаты 180 пар первой партии, а во второй - результаты 220 пар второй партии, составленной более чем годом позже. Вторая колонка отличается от первой не только аспектами, но и демонстрирует значительное понижение частоты появления. Единственным исключением является верхнее число, представляющее  классическое  Луна – 0 –  Луна.  Оно занимает место не менее  классического  Луна – 0 – Солнце из первой колонки. Из четырнадцати аспектов первой колонки во второй присутствуют только четыре, но три из них являются лунными аспектами, и это соответствует астрологическим ожиданиям. Отсутствие соответствия между аспектами первой и второй колонок указывает на значительные различия в материале, то есть имеет место сильная дисперсия. Это можно увидеть из совокупных показателей 400 пар: в результате ослабления дисперсии наблюдается их сильное снижение. Это еще более ясно видно из табл. 4, в которую добавлены показатели третьей партии (83 доп. брачные пары).


В эту таблицу включены цифры частоты появления трех наиболее   часто встречающихся аспектов: двух лунных соединений и одной лунной оппозиции. Наивысший средний показатель наблюдается в первой партии из 180 пар и составляет 8,1%; во второй партии из 220 пар средний показатель опускается до 7,7%; а в третьей партии из 83 пар он составляет всего 5,6%. В первых двух партиях (180 и 220 пар) максимальные показатели относятся к одним и тем же аспектам, (Луна – 0 – Солнце ; Луна – 0 – Луна), но в последней партии  (83 пары)   максимальный показатель приходится на другие аспекты, а именно Асц – 0 – Луна,  Солнце – 0 – Венера, Солнце – 0 – Марс и Асц – 0 – Асц. Средний максимальный показатель этих четырех аспектов составляет 8,7%. Эта высокая цифра превышает самый высокий средний показатель (8,1%) первой группы (180 пар), что говорит лишь о том, насколько случайны были наши первоначальные "благоприятные" результаты. Тем не менее, стоит указать на забавный факт: в последней партии максимальный показатель (9,6%) приходится,  о чем мы говорили выше, на аспект Асц – 0 – Луна, то есть на другой лунный аспект, который якобы особенно характерен для брака. Это, вне всякого сомнения, есть lusus naturae (игра природы), только очень странная,   поскольку  традиционно  считается,  что асцендент  или "horoscopus",   вместе с солнцем и луной образуют троицу, определяющую судьбу и характер. Если бы кто-нибудь захотел фальсифицировать статистические показатели, чтобы привести их в соответствие с традицией, то он не смог бы придумать ничего лучшего.

Ниже показаны максимальные показатели неженатых пар.

Максимальные частоты в % для
1. 300 пар, подобранных наугад - 7,3.
2. 325 пар, подобранных с помощью жребия - 6,5.
3. 400 пар, подобранных с помощью жребия - 6,2.
4. 32 220 пар - 5,3.

Первый результат был получен моей сотрудницей, доктором Лилианой Фрей-Рон. Она сложила гороскопы мужчин в одну стопку, гороскопы женщин - в другую, и образовала пары, снимая с верха каждой стопки по гороскопу. Разумеется, были предприняты меры, чтобы случайно не совпали гороскопы людей, находящихся в браке. Получившийся в результате показатель частоты присутствия (7,3) очень высок по сравнению с гораздо более вероятной максимальной цифрой, полученной для 32220 пар и составляющей всего 5,3. Первый результат показался мне несколько сомнительным. Поэтому я предложил не комбинировать пары самим, а прибегнуть к следующему способу: 325 мужских гороскопов были пронумерованы, их номера записаны на отдельных бумажках, брошены в миску и перемешаны. Затем мы пригласили человека, который ничего не знал ни об астрологии, ни о психологии, не говоря уже о цели данного исследования, и попросили его вытаскивать бумажки из миски по одной, не глядя на них. Вытащенный номер образовывал пару с верхним в стопке женским гороскопом. Снова были приняты меры, исключавшие случайное совпадение гороскопов мужа и жены. Таким образом были получены 325 искусственных пар. Результат - 6,5, что несколько поближе к вероятному. Еще более вероятный результат был получен от 400-т пар. Но даже и эта цифра (6,2) все равно слишком высока.

Несколько любопытное поведение наших цифр привело к дальнейшему эксперименту, результаты которого я привожу здесь со всей необходимой осторожностью, хотя мне представляется, что они проливают кое-какой свет на статистические вариации. В нем приняло участие три человека, психологический статус которых был хорошо известен. Эксперимент заключался в том, чтобы выбрать наугад 400 брачных гороскопов и 200 из них обозначить номерами. Двадцать из числа последних выбирались "объектом" при помощи жребия. Эти двадцать брачных пар изучались на предмет наших пятидесяти характеристик брака статистическим методом. Первым "объектом" была женщина-пациентка, которая, ко времени эксперимента, оказалась в состоянии острого эмоционального возбуждения. Оказалось, что из двадцати марсианских аспектов проявилось десять, то есть показатель частоты составил 15,0; лунных аспектов присутствовало девять, стало быть показатель частоты составил 10,0;  и солнечных аспектов тоже оказалось девять, то есть показатель частоты равнялся 14,0. Классической чертой Марса является его эмоциональность, которую в данном случае поддерживало мужское Солнце. В отличие от наших общих результатов здесь наблюдается доминирование аспектов Марса, что полностью соответствует психическому состоянию "объекта".
Вторым  "объектом" была  женщина-пациентка,  основной проблемой  которой была неспособность реализовать и утвердить свою личность, т.к. испытывала склонность к ее подавлению. В этом случае осевые аспекты (Асц., Десц.), которые, по идее, характеризуют личность, проявились двенадцать раз, то есть показатель частоты составил 20,0, а показатель частоты лунных аспектов достиг отметки в 18,0. Этот результат, если рассматривать его с астрологической точки зрения, полностью соответствовал реальным проблемам "объекта".
Третьим  "объектом" была  женщина  с сильными  внутренними противоречиями, то есть ее основной проблемой были единение и примирение. Лунные аспекты проявились четырнадцать раз (показатель частоты - 20,0), показатель частоты солнечных аспектов составил 15,0, а осевые аспекты проявились девять раз, то есть показатель частоты составил 14,0. Явно доминировало классическое coniunctio Solis et Lunae, как символ единения противоположностей.
Этот эксперимент доказал, что выбор семейных гороскопов с помощью жребия подвергается определенному воздействию, и этот факт соответствует нашему пониманию "Книга Перемен" и других ворожейных обрядов. Хотя все эти цифры вполне находятся в пределах вероятности и поэтому не могут считаться чем-то большим, чем простой случайностью, каждая из них на удивление точно соответствовала психическому состоянию "объекта", что само по себе является пищей для размышлений. Психическое состояние было охарактеризовано как ситуация, в которой озарение и принятие решения наталкиваются на непреодолимую преграду противостоящего воле бессознательного. Это относительное поражение сил осознающего разума создает современный архетип, который в первом случае проявляется в виде Марса, эмоционального maleficus (во вред, злонамеренно), во втором случае - в виде укрепляющей личность уравновешенной осевой системы, а в третьем - в виде "священного брака" или coniunctio крайних противоположностей. Психическое и физическое события (а именно, проблемы "объекта" и выбор им гороскопа), похоже, соответствуют природе находящегося на заднем плане архетипа и потому могут представлять синхронистический феномен.

Поскольку я не очень силен в высшей математике и не мог обойтись без помощи профессионала, то я попросил профессора Маркуса Фиерца из Базеля высчитать вероятность моих максимальных цифр. Он любезно согласился выполнить эту работу и используя распределение Пуссона определил вероятность первых двух максимальных цифр, как 1 : 10 000, а вероятность третьей максимальной величины, как 1 : 1300. Позднее, проверяя свои расчеты, он обнаружил ошибку, исправление которой привело к тому, что вероятность двух первых цифр значительно выросла и стала равняться 1 : 1500. Дальнейшая проверка показала, что вероятности трех максимумов составляют соответственно 1 : 1000, 1 : 10 000, 1 : 50. Из этого ясно следует, что хотя наши лучшие результаты – Луна – 0 – Солнце, и Луна – 0 – Луна на практике весьма невероятны, то теоретически они настолько вероятны, что у нас практически нет оснований считать непосредственные результаты нашего статистического исследования чем-то большим, чем простой случайностью. Например, если вероятность того, что я смогу дозвониться нужному мне человеку составляет 1 : 1000, то я скорее всего не стану дожидаться когда меня с ним соединят и предпочту написать ему письмо.
Наше исследование указывает не только на то, что показатели частоты присутствия приближаются к средней величине по мере увеличения количества брачных пар, но также и на то, что любое формирование пар "вслепую" дает сходные статистические пропорции. С научной точки зрения результат нашего исследования в некотором смысле говорит не в пользу астрологии, поскольку все вроде бы указывает на то, что в случае больших чисел исчезает разница между показателями частот появления брачных аспектов у брачных и неженатых пар. Таким образом, с научной точки зрения вряд ли можно доказать, что астрологическое соответствие является чем-то вроде закономерности. В то же самое время не так уж легко парировать возражения астрологов, что мой статистический метод слишком произволен и слишком груб, чтобы с его помощью можно было правильно оценивать многочисленные психологические и астрологические аспекты брака.
Итак, существенным результатом нашей астрологической статистики остается тот факт, что в первой партии из 180 гороскопов отчетливый максимум составляет 18 для Луна – 0 – Солнце, а во второй партии из 220 гороскопов максимальный показатель частоты появления составляет 24 для Луна – 0 – Луна. Эти два аспекта традиционно упоминались в старинной литературе в качестве характеристик  брака,   стало быть они представляют самую древнюю традицию. В третьей партии из 83 гороскопов показатель частоты появления для Луна – 0 –   Асц. составляет 8. Как мы уже говорили, эти максимумы имеют вероятность 1 : 1000, 1 ; 10 000 и 1 : 50 соответственно. Я хотел бы проиллюстрировать все это следующим примером:
Берем три спичечных коробка, в первый помещаем 1000 черных муравьев, во второй - 10 000, в третий - 50. В каждый коробок помещаем по одному белому муравью. В каждом коробке просверливаем дырочку, маленькую настолько, что в нее может протиснуться только один муравей. Из каждой коробочки первым выберется белый муравей. Шансов на то, что это произойдет именно так, практически нет. Даже в  первых двух случаях вероятность составляет 1 : 1000x10 000, что означает, что такое совпадение может иметь место один раз на 10 000 000 случаев. Невероятно, чтобы кому-нибудь удалось стать свидетелем этого. Но в моем статистическом исследовании три выделяемых в астрологической традиции соединения сошлись именно самым  невероятным способом.
Однако, точности ради, следует сказать, что из коробка первым вылезает не тот же самый белый муравей. То есть, хотя всегда имеет  место лунное соединение  и оно всегда является "классически" решающе важным, тем не менее, это все разные соединения, потому что Луна каждый раз соединяется с другим партнером. Разумеется, существуют три основных компонента гороскопа, а именно асцендент, или градус восхождения зодиакального знака, который характеризует момент, Луна, которая характеризует день, и Солнце, которое характеризует месяц рождения. Поэтому, если мы рассмотрим только первые две партии, мы должны предположить наличие в каждом коробке двух белых муравьев. Эта поправка повышает вероятность совпадения лунных соединений до 1 : 2 500 000. Если же мы примем к  рассмотрению и третью партию, то вероятность совпадения трех классических лунных аспектов составляет 1 : 62 500 000. Первая пропорция важна даже сама по себе, поскольку она показывает очень низкую вероятность совпадения. Но совпадение с третьим лунным соединением настолько поразительно, что похоже на подтасовку в пользу астрологии. Стало быть, если было бы установлено, что результат нашего эксперимента имеет значительную - то есть большую, чем простая случайность - вероятность, то точность астрологии была бы доказана как нельзя более лучше. Если же цифры, напротив, оказываются в пределах ожидаемой случайности, то они не подтверждают заверения астрологов, а просто случайно имитируют идеальный с точки зрения астрологов результат. С вероятностной точки зрения это есть ни что иное, как случайный результат, и тем не менее его можно назвать "смысловым совпадением", исходя из того факта, что он оправдал ожидания астрологов. Это и есть то, что я называю синхронистическим феноменом. Статистически значимое утверждение относится только к событиям, которые случаются регулярно, и если его принимают за аксиому, то все исключения из правила просто отбрасываются. В результате появляется обычная усредненная картина естественных событий, но не истинное изображение мира таким, каков он есть. Однако исключения - а мои результаты являются исключениями, и к тому же самыми невероятными - так же важны, как и правила. Если бы не было исключений, то даже статистика не имела бы смысла. Нет такого правила, которое было бы истинным при любых обстоятельствах, потому что мы живем в реальном, а не статистическом мире. Ввиду того, что статистический метод выдает только средние результаты, он создает искусственную и исключительно концептуальную картину реальности. Вот почему для полного описания и объяснения природы нам необходим дополнительный принцип.
Если мы сейчас вспомним результаты экспериментов Рейна и особенно тот факт, что они в значительной степени зависели от активного интереса субъекта, то мы можем считать то, что случилось в нашем случае, синхронистическим феноменом. Статистический материал показывает, что имела место как практически, так и теоретически невероятная комбинация случайностей, самым поразительным образом совпавшая с традиционными ожиданиями астрологов. Такое совпадение настолько невероятно и невозможно, что никто не рискнул даже предположить что-либо в этом духе. Дело действительно выглядит таким образом, будто статистический материал был подтасован с целью получения положительного результата. Необходимые для синхронистического феномена эмоциональные и архетипические условия были уже заданы, поскольку я и моя сотрудница конечно же были живо заинтересованы в результате эксперимента, не говоря уже о том, что вопрос синхронистичности занимал меня в течение многих лет. Мне кажется, что имело место следующее событие (которое, вероятно, происходило довольно часто, если принять во внимание древность астрологической традиции): мы получили результат, который, скорее всего, до нас получали уже многие. Если бы астрологи (подавляющее большинство их них) больше уделяли внимания статистике и оценивали справедливость своих толкований с научной точки зрения, то они уже давно обнаружили бы, что их утверждения основаны на очень ненадежном фундаменте. Но я полагаю, что в их случае, так же как в случае со мной, существовало тайное, молчаливое, взаимное согласие между материалом и психическим состоянием астролога. Это соответствие просто случилось, как любое приятное или неприятное происшествие, и я сомневаюсь, что наука сможет доказать, что оно является чем-то большим. Совпадение может ввести человека в заблуждение, но нужно быть очень уж толстокожим, чтобы не поразиться тому факту, чтобы из пятидесяти возможностей три раза выпали именно те, которые традиционно считаются типичными.
Словно желая сделать этот поразительный результат еще более впечатляющим, мы обнаружили, каким образам был использован бессознательный обман.
Поначалу, работая со статистическими данными, я сбился с пути из-за многочисленных ошибок, которые, к счастью, вовремя обнаружил. Когда я решил эту проблему, я забыл упомянуть в швейцарском издании этой книги, что сравнение с муравьями применительно к нашему эксперименту уместно только в том случае, если подразумевается присутствие двух или трех белых муравьев в каждом коробке. Это значительно увеличивает вероятность наших результатов. Затем, в самую последнюю минуту, профессор Фиерц, в очередной раз проверяя вероятность результатов своих расчетов, обнаружил, что был введен в заблуждение фактором. Вероятность наших результатов увеличилась еще больше, хотя они и не достигли того уровня, который можно было   бы рассматривать вероятным. Все ошибки имеют тенденцию преувеличивать результаты в пользу астрологии и усиливают подозрение насчет жульничества и подтасовки фактов. Это подозрение настолько оскорбительно, что те, к кому оно относилось, предпочли даже не отвечать на него.
Однако, из своего большого опыта в этих вещах я знаю, что спонтанные синхронистические феномены, так сказать, "кнутом ли, пряником ли", но заставляют наблюдающего их человека  принять участие в  происходящих событиях,  а иногда делают его их составным элементом. Эта опасность присуща всем экспериментам по парапсихологии. Ярким тому примером служит зависимость ЭСВ от эмоционального состояния экспериментатора и испытуемого. Поэтому я считаю своим научным  долгом дать наиболее полное описание результата и показать, как не  только статистический материал, но и психические процессы заинтересованных сторон подверглись воздействию синхронистического феномена. Несмотря на то, что, исходя из горького опыта, я проявил достаточную осторожность и дал посмотреть свой первоначальный отчет (из швейцарского издания) четырем компетентным лицам, среди которых были два математика, я слишком рано позволил себе успокоиться и потерял бдительность.
Внесенные поправки ни в коей мере не меняют того факта, что максимальную частоту присутствия продемонстрировали три классических лунных аспекта.

Для  того,  чтобы окончательно убедиться в случайной природе результата, я предпринял еще один статистический эксперимент. Я сломал первоначальный и случайный хронологический порядок и такое  же случайное деление на три партии, соединив первые 150 брачных пар с последними 150, причем последние я расположил в обратном порядке; то есть верхний гороскоп одной стопки я соединил с нижним гороскопом другой и продолжал в том же духе. Затем я разделил 300 брачных пар на три группы по сто в каждой. В итоге я получил следующий результат:



Результат исследования первой группы забавен, поскольку только у пятнадцати из 300 брачных пар не оказалась аспектов «пятидесяти». Исследование второй группы принесло две максимальные цифры, из которых вторая снова представляет классическое соединение. Третья группа дала максимальный показатель по Луна – 0 – Асц., который мы уже знаем, как третье "классическое" соединение. Общий результат показывает, что другая расстановка брачных пар наугад может дать результат, который будет отличаться от предыдущего общего результата, но в котором по-прежнему будут присутствовать классические соединения.
Результат нашего эксперимента совпадает с тем, что мы знаем о ворожейных методах. Складывается впечатление, что эти и им подобные методы создают благоприятные условия для появления "смысловых совпадений". Действительно, проверить синхронистические феномены очень трудно, а подчас и невозможно. Тем более следует высоко оценить достижения Рейна в демонстрации (на обычном материале) совпадения психического состояния с соответствующим объективным процессом. Несмотря на то, что статистической метод, в   принципе, практически не годится для оценки нестандартных событий, эксперименты Рейна, тем не менее, выдержали сокрушительный удар статистики. Поэтому результаты этих экспериментов должны приниматься в расчет всеми, кто исследует синхронистические феномены.
Принимая во внимание уравнивающее воздействие, какое статистический метод оказывает на количественное определение   синхронистичности,  мы должны  задаться вопросом, каким образом Рейну удалось получить положительные результаты. Я утверждаю, что ему ни за что не удалось бы получить таких результатов, если бы он проводил свои эксперименты только с одним "объектом" или с очень немногими. Ему было нужно постоянное вознобновление интереса, эмоция, с характерным для нее abaissement mental, который перевешивает чашу весов в пользу бессознательного. Только таким образом можно до определенной степени релятивизировать пространство и время, уменьшая, тем самым, шансы причинного процесса. Тогда происходит то, что является своеобразным creatio ex nihilo, актом творчества, которому  нельзя  дать  причинное объяснение. Ворожейные методы своей эффективностью обязаны той же самой связи с эмоциональностью: обращаясь к способностям бессознательного они стимулируют интерес, любопытство, надежду и страх, что приводит к соответствующему преимуществу бессознательного. Эффективными (нуминозными) факторами, действующими в бессознательном, являются архетипы. Подавляющее большинство спонтанных синхронистических феноменов из тех, что мне довелось наблюдать и анализировать, были явно и непосредственно связаны с архетипами. Это само по себе является непредставимым, психоидным фактором коллективного бессознательного. Последнее не может быть локализовано, потому что оно либо, в принципе, полностью присутствует в каждом индивиде, либо повсеместно является одинаковым. Вы не можете с уверенностью сказать, что процессы, которые вроде бы протекают в коллективном бессознательном данного отдельного индивида, не происходят в других индивидах, организмах, вещах или ситуациях. Например, когда в мозгу Сведенборга возникла картина пожара в Стокгольме, там действительно в это самое время бушевал настоящий пожар. Между этими двумя событиями не имеется никакой доказуемой или даже мыслимой связи. Мне определенно не хочется доказывать наличие здесь архетипической связи. Я бы только указал на тот факт, что определенные моменты биографии Сведенборга проливают яркий свет на его психическое состояние. Мы вынуждены предположить, что имело место понижение порога сознания, в результате чего ему открылся доступ к "абсолютному знанию". В определенном смысле, стокгольмский пожар пылал и в Сведенборге. Для бессознательной психе пространство и время относительны; то есть знание оказывается в континууме пространства-времени, в котором пространство уже не пространство, а время уже не время. Стало быть, если бессознательное может развивать свой потенциал в направлении сознания, то возникает возможность восприятия (или "знания") параллельных событий.
В сравнении с работой Рейна огромный недостаток моей астрологической статистики заключается в том, что весь эксперимент был проведен только на одном испытуемом, на мне самом. Я не экспериментировал с большим количеством испытуемых; мой (и только мой!) интерес оживляло разнообразие материала. Поэтому я находился в положении испытуемого, который сначала полон энтузиазма, но потом остывает, поскольку привыкает к эксперименту. Поэтому результат ухудшался по мере роста количества экспериментов, что в данном случае соответствовало появлению нового материала, так что большие числа только размывали "благоприятный" первоначальный результат. Мой последний эксперимент также доказал, что изменение первоначального порядка и произвольное деление гороскопов на группы дает, как этого и можно было ожидать, другую картину, хотя значение этого не вполне понятно.

Правила Рейна можно рекомендовать к применению везде, где (например, в медицине) не задействованы большие числа. Интерес и  надежды исследователя могут поначалу синхронистически  сопровождаться на удивление благоприятными результатами, несмотря ни на какие предосторожности. Они будут истолкованы как "чудеса" только теми, ктонедостаточно хорошо знаком со статистическим характером законов природы.
Если (а это выглядит вполне правдоподобно) "смысловое совпадение" или "пересечение" событий не может быть объяснено причинно,  тогда  связующим звеном должно являться одинаковое значение параллельных событий; иными словами, их  tertium  comparationis (третье сравнимое) является СМЫСЛ. Мы настолько привыкли считать СМЫСЛ психическим процессом или содержимым психики, что нам и в голову не приходит предположить, что он может существовать и за пределами психе. Но наших знаний о психе нам вполне достаточно, чтобы по крайней мере не приписывать ей никаких магических свойств, не говоря уже о том, чтобы приписывать какие-либо магические свойства осознающему  разуму. Таким образом, если нам нравится гипотеза, что один и тот же (трансцендентальный) смысл может одновременно проявиться в человеческой психе и во внешнем и независимом событии, то мы сразу же вступаем в конфликт с общепринятыми и гносеологическими взглядами. Если мы хотим, чтобы к нам прислушались, то мы должны все время напоминать себе об   исключительно статистической истинности законов природы и об эффекте статистического метода, отвергающего все необычные события. Большая трудность заключается в том, что у нас нет абсолютно никаких научных методов доказательства существования объективного смысла, который как раз и не является обычным продуктом психики. Но мы просто вынуждены прийти к такому заключению, если мы не хотим вернуться к "магической причинности" и приписать психе свойство, которое далеко выходит за эмпирические пределы ее действия. В этом случае, если мы не хотим расстаться с причинностью, мы вынуждены предположить следующее: либо бессознательное Сведенборга устроило пожар в Стокгольме, либо само это объективное событие каким-то непостижимым образом вызвало в мозгу Сведенборга соответствующие картины. И в том, и в другом случае встает уже упоминавшийся выше вопрос о "передаче", ответить на который просто невозможно. Какая из гипотез более правдоподобна - это, разумеется, вопрос субъективного мнения. В выборе между магической причинностью и трансцендентальным смыслом нам не поможет и традиция, потому что, с одной стороны, вплоть до наших дней примитивное мышление всегда считало синхронистичность магической причинностью, а с другой стороны, философия уже с середины восемнадцатого века предполагала наличие тайного соответствия или "смысловой" связи между естественными событиями. Я предпочитаю последнюю гипотезу, потому что она, в отличие от первой, не противоречит эмпирической концепции причинности и может считаться принципом sui generis (специфический). Это обязывает нас если не исправлять общепринятые ныне принципы естественного объяснения, то, по крайней мере, увеличить их количество. Для операции такого рода нужно иметь очень веские причины. Однако я верю, что высказанные мною выше мысли представляют собой аргумент, требующий тщательного рассмотрения. Психология, как никакая другая наука, не может себе позволить не обращать внимания на эти вещи. Они слишком важны для понимания бессознательного, не говоря уже об их философском значении.


Прим.

Хотя по правилам я должен был рассмотреть квадратуры, трины и секстили, а также отношения между Medium и Imum Coeli, здесь я их опустил, чтобы избежать излишней сложности толкования. Главное — это не то, что из себя представляют брачные аспекты, а то, можно ли их увидеть в гороскопе.

То, что в этих вещах нужно проявлять большую осторожность, доказывает следующий случай: Недавно одной моей коллеге пришлось заниматься распределением мест за столом званого обеда. Она подошла к этому старательно и деликатно. Но в последний момент неожиданно появился еще один гость, очень уважаемый человек, которого нужно было любой ценой посадить на почетное место. Схема расстановки гостей была полностью разрушена и было необходимо поспешно создавать новую. Времени на раздумия не было. Когда мы расселись за столом, в непосредственной близости от нежданного гостя сложилась следующая астрологическая картина:


 Образовались четыре солнце-луна брака. Моя коллега, разумеется, хорошо знала астрологические аспекты брака. Она также была знакома с гороскопами гостей. Но спешка, в которой создавалась новая схема, не оставила ей времени на раздумия, так что бессознательное имело полную свободу тайного устройства "браков".

***