Ярлыки

18+ 2 Стенберг 2 А. Ступин Абраксас Аксели Галлен-Каллела Александр Петросян Александр Тышлер Алексей Юпатов астролоХия Атласы и карты Боги и приближенные Борис Михайлов Василий Кандинский Василий Шульженко Вася Ложкин Виктор Пивоваров Владимир Дудкин Владимир Любаров Владимир Татлин Владимир Яковлев Володимир Лобода Гелий Коржев Гермес/Меркурий Дизайн & ART Дмитрий Бальтерманц Дмитрий Краснопевцев Дьявол Евгений Бутенко Живопись Здоровье Иван Крамской Игральные карты История Кадр! Казимир Малевич Карл Юнг Кино Кузьма Петров-Водкин Лазарь Лисицкий Лаокоон Лёня Пурыгин Луна Люди Маньеризм Междуречье/Вавилон Меламид и Комар Микалоюс Чюрлёнис Мифология Михаил Клочков Михаил Шемякин моей камерой На бумаге Наука / около науки / Tech Не наука. Критика Никита Поздняков Николай Вечтомов Николай Калмаков Павел Филонов Парис Пётр Дик Религии ретро/старина Роман Минин Селена / Диана / Артемис Серапис символы Собаки & Co Солнечная система Солянка социум СПИД СССР-РФ Стихии Таро Тень ТРИВА фашизм Физиогномика Философия Церера / Деметра Цугухару Фудзита ШЗ Элевсинские мистерии Эрик Булатов Этника Afarin Sajedi Agostino Arrivabene Al Johanson Alberto Giacometti Albrecht Durer Alex Gross Alfred Kubin Ami Vitale Anders Krisár Andre Kertesz Andre Masson Andreas Feininger Andreas Gursky Andrew Wyeth Andy Kehoe Andy Lee Annie Leibovitz Anthony Freda Anton Corbijn ART - неформат Arthur Tress Austin Osman Spare Beautiful Earth Bernard Buffet Bill Brandt Björk Bolesław Biegas Brassaï Burial Burton Pritzker Canaletto Cars Caspar David Friedrich Charles Le Brun Daniel Martin Diaz Daniel Richter David Alan Harvey David Hockney David Salle David Sims Davide Bonazzi Death Diego Rivera Diego Velazquez Diego Velázquez Dolk Lundgren Dorothea Lange Edvard Munch Edward Hopper Egon Schiele Elihu Vedder Elliott Erwitt Ernst Haas Ernst Stöhr Erwin Olaf Ethan Murrow Eyvind Earle Federico Babina Ferdinand Hodler Ferenc Pinter Fernand Leger Francesc Català-Roca Francis Bacon Francis Picabia Francisco Goya Franco Gentilini François Rabelais František Kupka Franz Mark Franz von Stuck Fred Martin Frédéric Benrath Freeman John Dyson Frida Kahlo Fun Geoffroy De Boismenu Georges Braque Georges Seurat Gil Elvgren Gilbert & George Giorgio de Chirico Giorgio Morandi Giotto di Bondone Giuseppe Maria Mitelli Gustave Dore Gustave Moreau Hans Baluschek Hans Burgkmair the Elder Hans Christian Andersen Hans Giger Heckel Jürgen Helmut Newton Hendrick Goltzius Henri de Toulouse Lautrec Henrik Knudsen Henry Darger Herb Ritts Herluf Bidstrup Hilma af Klint Hokusai Humor Irving Amen Irving Penn Jacek Yerka Jack Kerouac Jacques Henri Lartigue Jake Baddeley Jan Saudek Jan Vermeer Jared Lim Jean Fautrier Jean-François Millet Jean-Michel Basquiat Jeff Wall Jheronimus Bosch Jimm Carrey Joan Miro Joe Tilson Joel-Peter Witkin Johann Heinrich Füssli Joseba Eskubi Juan Gris Juan Martinez Bengoechea Juha Arvid Helminen Jules Dupré Julius Diez Kalle Gustafsson Kathe Kollwitz Keith Haring Ken Currie Kurt Schwitters Leah Saulnier Lee Miller Leonardo Da Vinchi Lewis Wickes Hine Loui Jover Lucas Zimmermann Lucian Michael Freud Lucien Lévy-Dhurmer Lucio Fontana Luigi Bussolati Lyonel Feininger Man Ray Marcel Duchamp Mark Rothko Masahisa Fukase Massive Attack Matthew Barney Matthew Rolston Maurits Cornelis Escher Max Ernst Mikael Jansson Mitch Dobrowner Music Neo Rauch New York Nick Knight Nick Veasey Nicolas de Staël No respect OBEY Occult Oscar Dominguez Oscar Howe Otto Dix Outmane Amahou Pat Perry Paul Cadmus Paul Cézanne Paul Delvaux Paul Laffoley Peter Keetman Pierre Soulages Pieter Bruegel de Oude Pilar Zeta Powell Survey Radu Belcin Ralph Gibson Randy Mora Ray K. Metzker Remedios Varo Renato Guttuso René Magritte Ricardo Cavolo Richard Estes Richard Prince right life Robert Del Naja Robert Longo Roberto Matta Roy Lichtenstein Ryan Hewett Sam Abell Santa Muerte Saul Bass Sebastião Salgado Sergio Toppi Sigmar Polke Simon Larbalestier Simone Martini Sophisticated Stanley Kubrick Stanley Milgram Stars Steve Mills Storm Thorgerson style The look Theodor Kittelsen Timothy Leary Tom Deininger Toni Schneiders TOP's Travel Travis Collinson Universe Vaughan Oliver Vincent van Gogh Wayne Thiebaud Werner Schnelle Wilhelm Sasnal Willi Sitte William Barry Roberts William Blake William Conger William Eggleston Wolfgang Paalen X-files Yayoi Kusama Zaha Hadid Zichy Mihaly ψ

Фиксация безобразного как уродливого. Часть 2.


УРОДСТВО (LAIDEUR). Не отсутствие красоты, а ее противоположность; не то, что не нравится, а то, что вызывает отвращение; не то, что не привлекает, а то, что отталкивает. «Красота, — пишет Спиноза, — есть не столько качество того объекта, который нами рассматривается, сколько эффект, имеющий место в том, кто рассматривает». Если бы у нас был другой мозг и другое зрение, «то, что теперь кажется красивым, показалось бы безобразным», а те, что кажутся уродливыми, предстали бы прекрасными. Точно так же «красивейшея рука, рассматриваемая в микроскоп, показалась бы ужасной» (Письмо 54 к Гуго Бокселю). Итак, всякое уродство относительно — как и всякая красота. Не существует уродства в себе или объективного уродства. Быть уродливым, писал я как- то, это значит вызывать неприязнь, но вызывать неприязнь можно только у какого-либо субъекта. Что не делает уродство меньшей несправедливостью, вернее, это делает его несправедливость особенно жестокой. Судя по всему, уродство отталкивает, во всяком случае временно, не только любовь, но даже простую симпатию — ведь уродство и есть отталкивание, которое оно в нас вызывает и по которому мы его узнаем. Искусство способно играть с уродством, доводя его до степени красоты («черные» картины Гойи, «Образина» Шардена, портреты Бэкона). Но в жизни? Подобный подход тоже требует искусства и даже своего рода таланта — в том числе у зрителя.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь


Именно так. Уродство – субъективно. 
Стоит немного усложнить : брезгливо отпихнуть ногой уродство можно при одном условии - оно должно быть статичным. Мертвым и пустым. Оно не должно возгоняться и пульсировать.
Что я вкладываю в это понятие, когда рассуждаю о современном искусстве ? Это странное ощущение отторжения от созерцания «глупой некрасивости» при внутреннем осознании, как же безобразно обращаются с искусством, на этой «площади самовыражения». Во загнул. А по-другому никак.

Уродлив ли в своем самовыражение, скажем, Френсис Бэкон ? Да. Безобразен ли он при этом ? Нет. Потому как большой художник. Чтобы понять это, не надо сильно напрягаться. 


Уродлив ли в своем самовыражении Джоель-Питер Уиткин ? Да. Безобразен ли он при этом ? Нет. Потому как ломает множество стереотипов, навязанных социумом. 



К чему я веду ? К тому, что «страшное» и «ужасное» и «некрасивое» у большого художника никогда не станет безобразным – как ни странно, но уродливое может быть прекрасно. Оно может удивлять. Пугать и удивлять. Оно может вызывать отвращение, но при этом заставлять «обернуться», чтобы глянуть еще разок…

Уродлив ли в своем самовыражении, скажем, Арнульф Райнер ? Да. Безобразен ли он при этом ? Да. Потому как мелковат и пустоват. Это тот самый «art», который мой субъективный взгляд считает уродливым без оговорок.
Справка : Арнульф Райнер (Arnulf Rainer) – знаменитый современный австрийский художник. Он художник-самоучка. Начал с того, что рисовал подводные сцены и мистические сюжеты карандашом, но потом перепробовал множество других техник. Рисовал пальцем руки и ступней, даже пробовал открыть живописца в шимпанзе. С молодости Райнер увлекался тем, что фотографировал себя как мертвого, стараясь натуралистично изобразить предсмертные судороги. А с начала 60х годов, стал часто посещать кладбища и рассматривать фотографии покойников.

Я бы и прошел мимо. Но уродливость подобного «творчества» в контексте своей непригодности, подается при жутко раздутом пафосе – Райнера считают прогрессивным новатором. Ну что же, мое субъективное мнение – это бездарно, а потому, «просто уродливо». И в моих словах нет ни капли снобизма. Уж поверьте.
Несколько его работ :





Теперь разворот на 180 градусов. В мишуру и сахар.
Еще более пафосно, но не менее уродливо «творчестводелание» мистера Кунса. Джеффа.  Но тут есть нюанс. Я сам себе задаю этот вопрос : насколько отсутствие вкуса тождественно «уродливому» ? Опять же, все очень субъективно, но моё мнение таково : тождественно. И еще как. А если это намеренный китч ? Можно ли в этом случае рассматривать подобное как безобразное и уродливое одновременно? И еще вопрос : а художник ли Кунс вообще ? Небольшая справка : его работы входят в число самых дорогих произведений современных художников.
В общем, смотрите сами…





А если отвлечься от явных поделок, то что например можно сказать о работах Альберто Савинио ? А ведь он – родной брат Де Кирико. Сразу возникает вопрос : где был старший брат, пока младший «творил», подражая старшему ?




Есть версия (моя), что подражание – не так безобидно. Меня например всегда неприятно удивляли мимы. Они как правило уродливы и безобразны в своей роли. А образ грима как маски - очень однозначен и навеян явной внутренней "тенью". Я не вижу в них ничего милого и забавного - скорее это сумрак души персонажа. 

Радикальные клоуны - мимы от Эрвина Олафа :



Что же такое «уродство» как «фиксация безобразного» в контексте дня сегодняшнего ? Все просто : это продукт, содержание которого совершенно несъедобно, а внешняя эстетика – отталкивает. Самое удивительное, что одно и то же может подаваться как под шапкой массового потребления, так и под шапкой эксклюзивного "не для всех". Чем больше хайпа и шума, тем более явно проступает безобразное уродство. 

Разлагающийся труп – статически уродлив. В нем уже нет души и нет пульсации жизни. В нем только желание быть зафиксированным очередным «самородком с претензией». Это так называемая подача нового искусства. Не в глобальном смысле конечно.


В мертвецах и уродах Отто Дикса, пульсирует жизнь :





Но мертвечина Гюнтера фон Хагенса воняет разлагаясь, будучи максимально статичной в своей фиксации.




Возможно что кому-то придутся по душе арт-выхлопы от Яна Фабра...Но позвольте, ценители безобразного, неужели вы не чувствуете этот запах ?





А может время сейчас такое, когда люди перестали отличать врожденное, тотальное уродство (то, что естественно и небезобразно) от формального, которое понимается как нарушение равновесия частей целого ?

Интересно, но греки идентифицировали красоту с добром, а уродство соответственно со злом. Есть в этом какое-то притягательное рациональное зерно. И вообще, искусство на протяжении многих веков без устали стремилось запечатлеть уродство, видимо для того, чтобы напоминать нам, что есть нечто злокачественное в природе нашего мира. 
Но что делать, когда сам современный художник или артист, является частью злокачественного ?


Это я не диагнозы ставлю, это всего-лишь мое скромное, субъективное мнение…

***


darker76 / 2017