Ярлыки

18+ 2 Стенберг 2 А. Ступин Абраксас Аксели Галлен-Каллела Александр Петросян Александр Тышлер Алексей Юпатов астролоХия Атласы и карты Боги и приближенные Борис Михайлов Василий Кандинский Василий Шульженко Вася Ложкин Виктор Пивоваров Владимир Дудкин Владимир Любаров Владимир Татлин Владимир Яковлев Володимир Лобода Гелий Коржев Гермес/Меркурий Дизайн & ART Дмитрий Бальтерманц Дмитрий Краснопевцев Дьявол Евгений Бутенко Живопись Здоровье Иван Крамской Игральные карты История Кадр! Казимир Малевич Карл Юнг Кино Кузьма Петров-Водкин Лазарь Лисицкий Лаокоон Лёня Пурыгин Луна Люди Маньеризм Междуречье/Вавилон Меламид и Комар Микалоюс Чюрлёнис Мифология Михаил Клочков Михаил Шемякин моей камерой На бумаге Наука / около науки / Tech Не наука. Критика Никита Поздняков Николай Вечтомов Николай Калмаков Павел Филонов Парис Пётр Дик Религии ретро/старина Роман Минин Селена / Диана / Артемис Серапис символы Собаки & Co Солнечная система Солянка социум СПИД СССР-РФ Стихии Таро Тень ТРИВА фашизм Физиогномика Философия Церера / Деметра Цугухару Фудзита ШЗ Элевсинские мистерии Эрик Булатов Этника Afarin Sajedi Agostino Arrivabene Al Johanson Alberto Giacometti Albrecht Durer Alex Gross Alfred Kubin Ami Vitale Anders Krisár Andre Kertesz Andre Masson Andreas Feininger Andreas Gursky Andrew Wyeth Andy Kehoe Andy Lee Annie Leibovitz Anthony Freda Anton Corbijn ART - неформат Arthur Tress Austin Osman Spare Beautiful Earth Bernard Buffet Bill Brandt Björk Bolesław Biegas Brassaï Burial Burton Pritzker Canaletto Cars Caspar David Friedrich Charles Le Brun Daniel Martin Diaz Daniel Richter David Alan Harvey David Hockney David Salle David Sims Davide Bonazzi Death Diego Rivera Diego Velazquez Diego Velázquez Dolk Lundgren Dorothea Lange Edvard Munch Edward Hopper Egon Schiele Elihu Vedder Elliott Erwitt Ernst Haas Ernst Stöhr Erwin Olaf Ethan Murrow Eyvind Earle Federico Babina Ferdinand Hodler Ferenc Pinter Fernand Leger Francesc Català-Roca Francis Bacon Francis Picabia Francisco Goya Franco Gentilini François Rabelais František Kupka Franz Mark Franz von Stuck Fred Martin Frédéric Benrath Freeman John Dyson Frida Kahlo Fun Geoffroy De Boismenu Georges Braque Georges Seurat Gil Elvgren Gilbert & George Giorgio de Chirico Giorgio Morandi Giotto di Bondone Giuseppe Maria Mitelli Gustave Dore Gustave Moreau Hans Baluschek Hans Burgkmair the Elder Hans Christian Andersen Hans Giger Heckel Jürgen Helmut Newton Hendrick Goltzius Henri de Toulouse Lautrec Henrik Knudsen Henry Darger Herb Ritts Herluf Bidstrup Hilma af Klint Hokusai Humor Irving Amen Irving Penn Jacek Yerka Jack Kerouac Jacques Henri Lartigue Jake Baddeley Jan Saudek Jan Vermeer Jared Lim Jean Fautrier Jean-François Millet Jean-Michel Basquiat Jeff Wall Jheronimus Bosch Jimm Carrey Joan Miro Joe Tilson Joel-Peter Witkin Johann Heinrich Füssli Joseba Eskubi Juan Gris Juan Martinez Bengoechea Juha Arvid Helminen Jules Dupré Julius Diez Kalle Gustafsson Kathe Kollwitz Keith Haring Ken Currie Kurt Schwitters Leah Saulnier Lee Miller Leonardo Da Vinchi Lewis Wickes Hine Loui Jover Lucas Zimmermann Lucian Michael Freud Lucien Lévy-Dhurmer Lucio Fontana Luigi Bussolati Lyonel Feininger Man Ray Marcel Duchamp Mark Rothko Masahisa Fukase Massive Attack Matthew Barney Matthew Rolston Maurits Cornelis Escher Max Ernst Mikael Jansson Mitch Dobrowner Music Neo Rauch New York Nick Knight Nick Veasey Nicolas de Staël No respect OBEY Occult Oscar Dominguez Oscar Howe Otto Dix Outmane Amahou Pat Perry Paul Cadmus Paul Cézanne Paul Delvaux Paul Laffoley Peter Keetman Pierre Soulages Pieter Bruegel de Oude Pilar Zeta Powell Survey Radu Belcin Ralph Gibson Randy Mora Ray K. Metzker Remedios Varo Renato Guttuso René Magritte Ricardo Cavolo Richard Estes Richard Prince right life Robert Del Naja Robert Longo Roberto Matta Roy Lichtenstein Ryan Hewett Sam Abell Santa Muerte Saul Bass Sebastião Salgado Sergio Toppi Sigmar Polke Simon Larbalestier Simone Martini Sophisticated Stanley Kubrick Stanley Milgram Stars Steve Mills Storm Thorgerson style The look Theodor Kittelsen Timothy Leary Tom Deininger Toni Schneiders TOP's Travel Travis Collinson Universe Vaughan Oliver Vincent van Gogh Wayne Thiebaud Werner Schnelle Wilhelm Sasnal Willi Sitte William Barry Roberts William Blake William Conger William Eggleston Wolfgang Paalen X-files Yayoi Kusama Zaha Hadid Zichy Mihaly ψ

Art Brut masters vol.1.

Адольф Вёльфли (нем. Adolf Wölfli, 29 февраля 1864, Берн — 6 ноября 1930, Вальдау) — швейцарский художник-примитивист, один из наиболее ярких представителей Ар брют.
В семилетнем возрасте был брошен отцом-алкоголиком, по профессии каменотесом. Работал батраком на фермах. Был арестован полицией за оскорбление общественной нравственности, после рецидива обследован врачами, у него диагностирована шизофрения.

С 1895 до конца жизни жил в известной психиатрической клинике Вальдау, пациентами которой в разное время были также Вацлав Нижинский, Фридрих Глаузер и Роберт Вальзер. Здесь он в возрасте тридцати пяти лет начал рисовать, писать стихи, сочинять музыку. Адольф Вёльфли отличался невероятной плодовитостью. За свою творческую жизнь в клинике для душевнобольных Вёльфли создал 25 тысяч работ, при этом он не ограничивался только рисунками и коллажами. Адольф Вёльфли написал множество книг - первая из них, эпическое повествование более чем на 25 тысяч страниц, является причудливой смесью автобиографии, поэзии, музыкальных композиций и трех тысяч  иллюстраций. Кроме этого объемного труда из-под пера Вёльфли вышли девять книг «Из Колыбели в Могилу; Или; Через Работу и Пот, Страдания и Тяжелые Испытания, Даже через Молитву в Проклятие. Множество Путешествий, Приключений, Случайных Бедствий, Преследований и Других Опытов Потерянной Души, Блуждавшей по Земному Шару; или, Слуга Божий без Головы - Более Жалок, Нежели Самый Жалкий из Несчастных», семь «Алгебраических и математических книг», шесть «Книг с песнями и танцами», еще восемь книг, среди которых четыре «Альбома с плясками и маршами». И, наконец, последнее творение Вёльфли, «Похоронный марш», состоящий из 16 книг, который так и не был закончен. И это не считая музыки, написанной Вёльфли, и музыкальных произведений на основе его произведений.










Душевнобольной художник Edmund Monsiel
Художник-самоучка родился в 1897 году в городе Laszczowie (Польша). В 1942 бежит от нацистов и скрывается у брата в небольшом провинциальном городке. Там он живет на чердаке избегая контакта с окружающими. В 1943 у него начинается острая форма шизофрении. Его страх перед арестом стал главной причиной его добровольной аскезы. Edmund Monsiel умер от тяжелой формы гриппа в 1962. После его смерти были обнаружены более 500 рисунков. Каждый сантиметр его рисунков был наполнен лицами.












Луис Уильям Уэйн (Louis William Wain) родился 5 августа 1860 года в Лондоне.
Уэйн состоял в нескольких обществах работавших в области защиты животных: Правящем Совете Лиги Наших Бессловесных Друзей, Обществе Защиты Кошек и Обществе Против Вивисекции. В 1890 году он был избран президентом Английского Национального Кошачьего Клуба. Об отношении Уэйна к животным лучше всего говорит случай произошедший в 1917 году – он только поднялся на подножку автобуса, когда тот резко повернул, объезжая кошку выбежавшую на дорогу, Уэйн упал на мостовую и получил сотрясение мозга. Когда он очнулся в госпитале первые его слова были: ‘Кошка, кошка! С кошкой все в порядке?’
Уэйн (отчасти из-за расстройства психики) был очень простодушен, не умел вести дела, никогда не торговался и не заботился об авторских правах, часто оказывался втянут в финансовые авантюры. В 1907 его привлекают к суду за большой долг и он решает бежать в Америку.


Луис Уэйн обладал шизотипическим складом характера. Окружающие всю жизнь считали его эксцентричным наивным фантазером. Тем не менее, первые признаки и симптомы шизофрении художник начал испытывать в возрасте 57 лет в 1917 г. Столь поздний психотический дебют наталкивал ученых, позднее занимавшихся анализом его творчества, и на другие диагнозы, но предложенные версии не выдерживали критики. В частности, предполагали, что Уэйн болел синдромом Аспергера, или даже что его психическая болезнь была следствием инфицирования токсоплазмозом. У него развился галлюцинаторно-параноидный синдром. Луис стал агрессивным и подозрительным, часто уходил из дома, ночью бесцельно бродил по улицам, беспрестанно переставлял мебель в доме. Он все больше аутизировался, записывал бессвязные тексты, запершись в своей комнате. Сформировался бред отношения и ущерба, в который были включены сестры Уэйна. Он утверждал, что они воровали у него деньги, и что мелькание кадров на киноэкране похищало электричество из их мозгов. В 1924 г., после того как Луис столкнул с лестницы одну из сестер, художника госпитализировали в Спрингфилдскую психиатрическую лечебницу. Проведя там год, он случайно попал в поле зрения прессы, и его болезнь привлекла внимание общественности. Был организован фонд помощи художнику, Уэйна перевели в Бетлемскую королевскую больницу. Работы художника до сих пор хранятся в больничном музее. В 1930 г. Уэйна перевезли в небольшую больницу Нэпсбери в Хертфордшире, к северу от Лондона. Здесь Уэйну позволили рисовать и общаться с кошками из питомника.

С развитием болезни рисунки Уэйна меняются, в манере изображения кошек появляется характерное ощущение волнообразного искажения, очень близкое к манере, в которой писал Ван Гог (ср. ‘Звездная Ночь’), во многих работах фон превращается в яркие разноцветные узоры или сложный орнамент (возможно это отпечаток воспоминаний о матери, которая занималась созданием узоров для турецких ковров). 

В целом в этот период Уэйн отходит от изображения сценок с кошками и сосредотачивается на самих кошках. В дальнейшем стиль Уэйна все менее реалистичен, в работе ‘Early Indian Irish’ изображение кошки частично переходит в лепестки цветов и листья. На многих рисунках кошки как будто излучают энергию. Серия из шести работ Уэйна часто используется как пример в учебниках по психиатрии для иллюстрации изменения стиля творчества в результате развития психической болезни с течением времени. Однако на самом деле неизвестно, действительно ли эти рисунки были созданы в том хронологическом порядке, в котором их обычно демонстрируют в учебниках, поскольку художник не датировал эти работы. Все свои рисунки этого периода Уэйн подписывал, иногда оставляя на обороте странные, малосвязные рассуждения.














Алоиза Корбаз 1886-1964 - швейцарская художница, также известная, как просто Алоиза, родоначальница швейцарской ветви ар-брют. Она очень рано лишилась матери, что значительно повлияло на формирование ее личности. Начала свою карьеру, как преподавательница в знатных семействах Прусии, однако с приходом войны она была вынуждена вернутся в родную Швейцарию. По приезду у нее начались первые срывы, и вскоре ей была диагностирована шизофрения. С начала 1920-х годов она уже не покидала стены психиатрических клиник, где и начала рисовать. Ее рисунками заинтересовались врачи, и даже стали их коллекционировать. К сожалению, большинство работ раннего периода Алоизы утеряны, ведь она рисовала на всем, что ей попадалось под руку – на оберточной бумаге и картоне, сшивая несколько листов или кусков вместе и стараясь заполнить всё пространство карандашными рисунками ярких тонов. Чаще всего её сюжетами были влюблённые пары (в юности она была страстно влюблена в кайзера Вильгельма II), персонажи театра и оперы — Травиата, Манон Леско (она с детства мечтала стать певицей), исторические фигуры — Наполеон, Клеопатра, Мария Стюарт, королева Елизавета.
Часть работ Алоизы входит сегодня в собранную Жаном Дюбюффе Коллекцию Ар Брют в Лозанне, а также в экспозицию художественного музея г. Золотурн в одноименном кантоне Швейцарии.












Август Наттэрер (1868-1933), псевдоним Нэтер. Госпитализирован в 1907 году в связи с попыткой самоубийства. О госпитализации история болезни сообщает буквально следующее: "При поступлении пациент демонстрирует неплохие познания. Счёт ему даётся с трудом. Внимание рассеяно. Жалуется на неприятные ощущения в теле: будто бы его кожа, кости и горло каменеют; если он кладёт руку на стол, то чувствует костями столешницу; в животе у него растёт водянное дерево; из носа ползут наружу мелкие животные; дьявол пляшет вокруг него в огненном столбе; в газетах пишут о нём издевательские стихи; он проклят вечно жить; не может умереть, потому что его сердце пропало; в скрипе коленей ему слышатся кляузные телефонные звонки в преисподнюю. Утверждает что вообще не спит и не ходит в туалет; постоянно размышляет над своим смертным грехом и т.д. " Нэтер был неоднократно посещаем Хансом Принцхорном, позже включившим его под псевдонимом Нэтер в свою культовую монографию "Художества душевнобольных", сделавшей творчество Нэтера известным широкой публике.
Ниже небольшие выдержки оттуда.
"...если судить по скромным сведениям о личности пациента, то портрет Нэтера в прошлом складывается следующим образом: он был ранее способным, упорным человеком, с некоторой склонностью к приключениям...но быстро остывающим в отсутствии успеха. Его ранние письма выдают натуру темпераментную и полную пафоса...но к сожалению, по ним сложно выяснить что-либо о сексуальных затруднениях, достаточно вероятных по конституциональным признакам, хотя многое там говорит об известной простоте его потребностей. С одной стороны он женится на субтильной, тонкоорганизованной девушке, которой неустанно восхищается, в то же время регулярно изменяет ей с проститутками, объясняя это нежеланием уродовать супругу беременностью...

"...Это было в понедельник в полдень ровно в 12 над казармой появилось Нечто:" Сперва я видел в отдалении среди стоящих облаков белое пятно, которое то отдалялось, то приближалось вновь. Выглядело оно как доска, на которой как на экране мелькали 10 000 картин в секунду. Только с полным напряжением сил и внимания было возможно разобрать отдельные самые важные части. Сперва там появилась сотворившая мир ведьма, её голова была подобна черепу, но при этом явно живой. Костяные швы вдруг превратились в чепец, пустые стеклянные глаза засветились. Потом завертелись мировые катастрофы, памятники, сражения, освободительные войны, замки и прочие чудеса света, всё высоко над землёй. Иногда по 20 метров в высоту, иногда как на фотографиях, иногда совсем полупрозрачной пеленой. Там были живые фигуры, они все двигались. Среди них был Моисей, Наполеон, Папа, Антихрист... В конце  вдруг показалось, а потом действительно возник и стал расти между ними светлый промежуток, будто кто-то продышал отверстие в окне изнутри...Потом всё кончилось. Длилось всё это с полчаса. "

Сам Нэтер толковал пережитое как явление ему апокалиптических мук всё ещё распятого на горе Бога, неспособного освободить этот мир, взывающего о помощи и шлющего ему тайные сигналы. Большая часть его работ представляет собой попытку фиксации фрагментов того первого видения и дешифровки частей."
Рисовать Нэтер начал примерно с 1911 года, провёдя остаток жизни за стенами лечебных учреждений. Был убеждён, что первая мировая война была развязана с целью освобождения его из неправедного заточения в клинике. Монашек-медсестёр считал переодетыми наложницами, которых необходимо постоянно воспитывать и поучать. Себя считал правнуком Наполеона и Императором Германии. При этом много и успешно работал в больничной мастерской, где занимался мелкими усовершенствованиями и изобретениями. Умер в 1933 году в клинике Роттвайль от сердечного приступа.












Луис Маркуссен (Louis Marcussen), также известный как Ovartaci – датский художник, проведший 56 лет в психиатрической больнице в Рисскове (Risskov, Дания) и скончавшийся в ней же в 1985 году в возрасте 91 года.

Ovartaci был квалифицированным маляром и специалистом по внутренней отделке помещений. В возрасте 31 года он уехал в Аргентину и прожил там 3 года. В этот период у него началось психическое расстройство. Вскоре после возвращения в Данию в 1929 году он был помещен в психиатрическую больницу города Риссков, где и оставался до конца жизни. Во время своего пребывания в больнице он был крайне продуктивным художником, в число поклонников его творчества входили Асгер Йорн (Asger Jorn) и Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet). Однако Ovartaci не выражал желания покинуть больницу и посвятить себя карьере художника.
Музей Психиатрического Госпиталя в Орхусе принял решение сменить название на "Музей Овартачи ("Museum Ovartaci").Овартачи персонифицирует волю к красоте и борьбе с тяжелыми условиями, которые являются важной частью движущей силы и авторитета Музея. Он является иконой маргинального, которое имеет право внести свою лепту в мир, исходя из собственных предпосылок.











По теме :